ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
«Пациент должен знать свои права»
15.04.2015г

С завидной регулярностью в средствах массовой информации выходят телевизионные репортажи и статьи с жалобами в адрес работы учреждений здравоохранения. Зачастую создается впечатление, что пациент полностью бесправен и обращается в редакцию как в последнюю инстанцию. Но так ли это на самом деле? О том, какие права имеет каждый пациент и как их отстаивать, мы побеседовали с министром здравоохранения Республики Бурятия Валерием Кожевниковым.

– Валерий Вениаминович, какой документ можно назвать настоящим Биллем о правах пациента?

– В России это Федеральный закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21 ноября 2011 года. В нем черным по белому написано, что каждый гражданин нашей страны, во-первых, имеет право на медицинскую помощь, во-вторых, может получить ее в том объеме, который предусмотрен программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в-третьих, может получить медицинские и иные услуги платно.

– Какие основополагающие права пациента закреплены в законе?

– Прежде всего, пациент имеет право выбора врача и медицинской организации, в которой он хочет пройти лечение. Но есть в законе и существенная оговорка: при согласии врача (например, на прикрепление пациента с другого терапевтического участка в поликлинике), и при наличии условий в медицинской организации для оказания требуемого вида медицинской помощи. Также специалисты должны дать пациенту полную информацию о его состоянии здоровья, обо всех существующих, в т.ч. высокотехнологичных, платных, дорогостоящих видах эффективного лечения конкретной проблемы со здоровьем, а также том, в каких учреждениях, включая федеральные центры, пациенту могут оказать помощь по его заболеванию. Альтернатива для пациента должна быть всегда, чтобы он мог реализовать право выбора, закрепленное законом. Информировать пациента точно, полно и вовремя – должностная обязанность каждого врача. Еще одним неотъемлемым правом признана диагностика, лечение, профилактика, медицинская реабилитация пациента в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям. Для облегчения боли, возникшей вследствие заболевания или медицинского вмешательства, гарантировано эффективное обезболивание и предоставление необходимых медикаментов. И, конечно, гражданин вправе отказаться от любого медицинского вмешательства.

– Куда обращаться пациенту, если он считает, что его, условно говоря, не долечили?

Во всех спорах, касающихся оказания медицинских услуг, адвокатом пациента должна выступать страховая медицинская компания, в которой он получил полис обязательного медицинского страхования. Именно она представляет и защищает его интересы. Если у пациента с врачом возникла конфликтная ситуация, ему отказали в приеме, он недополучил медицинские услуги или лекарства, тогда может позвонить по телефонам доверия Минздрава. Обращения от пациентов городских медорганизаций принимают по телефону 41-93-42, республиканских и районных по телефону (3012) 44-07-62 в рабочие дни с 9 до 17 часов. Ни один звонок не остается без ответа. Специалист обязательно свяжется с пациентом и сообщит о результате рассмотрения его жалобы.

– В век Интернета можно ли оставить обращение на сайте Минздрава Бурятии?

Адрес сайта minzdravrb.ru, в разделе Интернет-приемная можно оставить свое сообщение, переписка не публикуется. Кстати, в этом же разделе оставляют не только жалобы, но и благодарности в адрес медицинских работников, поверьте, их приходит не меньше.

– И все-таки, как министерство работает над повышением качества оказания медицинских услуг, менеджментом?

– Как и вся страна, наша республика идет по пути правового государства и качественного менеджмента. Не скрою, что все мы только сделали первые шаги, но с помощью семинаров и тренингов по эффективному общению с пациентами мы обучаем медицинских работников быть более открытыми, доброжелательными. Согласитесь, пациенту сложно оценить качественно ему оказали медицинскую помощь или нет, он может оценить лишь то, как его встретили в регистратуре, как долго он ждал приема у врача или операции, в каких условиях проходило лечение. Зачастую, основываясь по сути на качестве сервисных услуг, он делает выводы о качестве медицинской услуги в целом. Подчеркну, что никто не отменял правила этикета и элементарной вежливости и со стороны пациентов.

– Как известно, права влекут за собой и обязанности. Что обязан делать пациент?

Самая главная обязанность пациента, которая закреплена Федеральным законом №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», забота о своем здоровье. Казалось бы, парадокс, но это так. Гражданин на законодательном уровне несет ответственность за собственное здоровье. Закреплены законом и другие его обязанности: прохождение медицинских осмотров, соблюдение режима лечения, назначенного врачом, правил поведения в медучреждении. Еще один немаловажный факт: пациенты, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой. 

15 апреля 2015 года


Автор: Дарья Евдокимова, газета «Номер один»
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
круглосуточно
8 (3012) 44 08 22
8 (3012) 44 04 33
независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями
Предложения по улучшению организации медицинской помощи и работы медицинских организаций
Опрос
Ваш возраст при рождении ребенка:

Срок беременности при рождении ребенка:

Масса тела ребенка при рождении

Ваш ребенок получал поддержку дыхания (искусственная вентиляция легких)?

Каким из способов вы кормили своего ребенка дома?

До какого возраста ребенок вскармливался грудным молоком (если не вскармливался, указать причину)?


Какие трудности вы испытывали после выписки из родильного дома, больницы:

Требовалась ли ВАМ психологическая помощь после выписки ?

На ваш взгляд необходимо ли создание отделения катамнеза (наблюдение недоношенных детей до 3 лет), где по индивидуальному приглашению в одном месте в установленное для вас время ребенок будет осматриваться и консультироваться всеми специалистами за один приём?